Самым главным и капризным элементом
Вашей аппаратуры, установленной на машине, является антенна, и дальность
уверенной двухсторонней связи в конечном итоге определяется её характеристиками.
К сожалению,
пользуясь неграмотностью потребителей, фирмы-изготовители и продавцы любят
рассказывать небылицы о сверхэффективности того или иного типа антенн. В
технической документации указываются несуразные коэффициенты усиления и другие
фантастические параметры. И всё это лишь для того, чтобы клиент заплатил деньги
за очередной малоработоспособный «фантик». Выбирая, какую антенну и как именно
Вы поставите на свой автомобиль, обратите внимание на следующие рекомендации:
1. Не бывает старых или новых антенн,
бывают лишь антенны собранные, установленные и настроенные нормально, или плохо.Даже свежекупленная антенна с красивыми
фирменными наклейками, поставленная на машину без предварительной доработки и
регулировки, полноценно работать не будет, и через год выйдет из строя по
причине сильной коррозии и намокания кабеля.
2. Геометрическая длина антенны,
установленной на автомобиле, определяет её эффективность, но только в том
случае, если антенна настроена. Оптимальную длину излучателя определяют
цепи согласования, находящиеся в основании антенны, и многие другие факторы,
как, например, форма кузова машины, на которой антенна установлена, место
установки антенны на кузове и рабочая частота. Случайное изменение длины
излучателя на 4-5 см может привести к потере эффективности антенны. Полноценно
настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра.
3. Антенны си-би диапазона на магнитном
основании всегда проигрывают при прочих равных условиях антеннам, установленным
стационарно на кузов с подведением массы в точку установки.У каждого из этих двух типов антенн есть
свои особенности. Так, магнитные антенны более капризны в настройке, тяжело
сочетаются с усилителями и трут краску кузова.Кабель магнитки по сути являетсядополнительным элементом согласования, длина его не может быть изменена
произвольно, прокладываться он должен, по возможности, прямо, без витков, так
как это влияет на настройку антенны. Антенны же, крепящиеся на водосток, не
снимаются полностью (гронда с подводящим кабелем устанавливается стационарно,
на время стоянки снимается только «удочка» - стальной штырь с катушкой
согласования), но позволяют куда большее панибратство, имеют более стабильные
параметры.Их рабочий диапазон частот
шире.
4.При
любом вторжении в антенное хозяйство, установленное на машине, требуется
последующая настройка антенны. Даже незначительные изменения длины
излучателя, геометрии установки антенны, а в случае с магнитными антеннами -
способа прокладки кабеля, приводят к «расстройке» антенны. Антенна настраивается в резонанс с кузовом машины, который становится
её частью. Невежественные «народные умельцы», ведомые жаждой экспериментов,
иногда забывают об этом, внося свои, как им кажется, вполне оправданные
коррективы в автомобильное антенное хозяйство, и очень удивляются тому факту,
что антенна работать перестаёт, а при попытке вернуть все как было, параметры
не восстанавливаются. Впрочем, и оценки параметров с точки зрения специалистов
в подобных случаях бывают весьма примитивными («Вася, как меня слышно?» «Плохо,
Сережа, плохо!»). В конечном случае, критерием оценки качества работы связной аппаратуры
должна быть статистика и анализ проведённых связей, а не субъективное мнение
дилетанта, плохо учившего в школе физику. Следует также отметить, что работа с
ненастроенной антенны в отдельных случаях приводит к выходу из строя усилителя
или даже оконечного каскада передатчика радиостанции (при работе с голой
станции).
5. Перед установкой на машину необходимо
защитить антенну от коррозии (точки соединения разнородных металлов должны быть
промазаны«Литолом-24»), загерметизировать
место разделки антенного кабеля (той же консистентной смазкой), надежно
посадить гронду на кузов. Рекомендуется сразу же удалять фирменные
(предусмотренные заводом-изготовителем) фиксаторы стального штыря-излучателя и
ставить вместо них обычные винтыоптимальной длины, так как «родные» фиксаторы из-за обильного окисления перестают
поддаваться разборке иногда уже через несколько месяцев эксплуатации.
Рекомендуется дополнительно защитить кабель в точке ввода его в салон
автомобиля. По статистике 70% отказов в работе антенны приходится на
механическое повреждение кабеля.
В целом,
рекомендуется уделить максимальное внимание удобству использования антенны и, не
пожалев необходимого количества сил и времени на продумывание всех мелочей, ее
установке и регулировке. Хорошо установленная антенна будет служить Вам годами,
не нуждаясь в дополнительном обслуживании.
6. Геометрически оптимальная точка
расположения антенны - верхняя часть кузова машины. Настоятельно не
рекомендуется использовать для установки антенны поверхности капота, багажника
и, уж тем более, бампера. Подобный способ установки антенны ведет к резкому
снижению её эффективности. Например, антенна, установленная на багажник
«Жигулей» классической модели, теряет эффективность в среднем на полбалла, что
эквивалентно снижению выходной мощности аппаратуры вдвое. Можете представить,
насколько хуже будет работать антенна, установленная на бампер. Расположение
антенны непосредственно в геометрическом центре крыши машины, конечно, делает
диаграмму направленности ближе к круговой, но в условиях какой бы то ни было
застройки диаграмма неизбежно будет искажена во много раз сильнее. В конечном
итоге, гораздо важнее разместить антенну в верхней части кузова машины.
7. Если Вы решили использовать магнитную
антенну, отдайте своё предпочтение антенне с максимальным диаметром магнитного
основания. У этой антенны немного более стабильные электрические параметры,
и главное – она прочно держится на
крыше Вашего автомобиля.
8. Настоятельно не рекомендуется
использовать антенный кабель, имеющий явные механические повреждения или точки
сращивания. Кабель должен быть цельным,
так как любая точка сращивания ведет к увеличению электрических потерь
высокочастотного сигнала и возрастанию шумов, наведенных бортсетью машины. Если
кабель поврежден, его необходимо заменить
целиком.
Пожалуй, за
добрый десяток лет из автомобильных антенн не было создано ничего лучше, чем
врезная АТ - 73.Если есть возможность установки антенны на
стационарное крепление, пожалуй, стоит воспользоваться именно ею.Механически прочная, с очень неплохими
параметрами, эта антенна заслуживает самого пристального внимания.Впрочем, Turbo - 2001 отличается
от АТ - 73 разве другими колпаками
на катушках согласования, да ценой (на 10$ дороже, а за что - непонятно).Если же возможности стационарной установки
нет, рекомендуется ставить на магнит большого диаметра Sirio- 4000 или её производные с длиной штыря 2 метра.