ПОГОДА |
|
|
Какую рацию и антенну Си-Би диаппазона купить в машину.
Для того чтобы понять, какая именно конфигурация оптимальна для
Вас, необходимо знать, зачем Вам связь в принципе. В упрощенной форме дальность связи по передаче будет определяться характеристиками антенны и усилителя (или оконечного каскада передатчика радиостанции, если
усилитель Вы не применяете), а по приему - антенны и радиостанции (ее приемника). Итак, начнем с самого простого.
Вы с друзьями ездите по просторам нашей Родины и пытаетесь общаться
между собой в процессе движения и попутно "греть уши" в канале
дальнобойщиков.
Наиболее бюджетный вариант - это MJ 300 + МА 27. Дальность связи между машинами в этом случае составит уверенных 3-5
км. Зато комплект стоит совершенно смешных денег. Если запитывать
аппарат от прикуривателя, комплект можно переставлять с машины на
машину.
Следующий шаг для повышения эффективности Вашей связи - замена антенны на Alan'овскую ML 145. Дальность связи при этом возрастет процентов на 25-30.
Следующий шаг: замена антенны на стационарно крепящуюся. В случае с
дальнобоем возможны трудности с применением двухметровых антенн. Если
хочется что-то покороче - можно взять Lemm AT-1000 Eagle или (чуть хуже) Lemm AT-500 Colt. Lemm АТ-1700 при той же длине заметно проигрывает им в эффективности, 1200 и 1500 - еще хуже, про 60-сантиметровый "огрызок" АТ-550 уж и говорить нечего. Настоятельно не советую связываться с Alan 9+ из-за очень низкой ее эффективности. Но все-таки, я бы рекомендовал использовать двухметровую АТ 73. Ее вполне можно закрепить, например, на зеркале. Данные крепления
выпускаются серийно. Вот вариант подобной установки: Комплект MJ 300 + AT 73 увеличит дальность уверенной связи между машинами с такой аппаратурой до 8-10 км. Именно такой комплект я бы рекомендовал дальнобойщикам, как оптимальный для решения их задач.
Следующий шаг: заменить MJ 300 на MJ 600 Turbo (чуть хуже MJ 600+ Turbo, MJ 3031 M Turbo). Дальность уверенной связи между машинами с однотипной аппаратурой возрастет до 10-13 км, а при применении антенны Turbo 2001 увеличится против АТ 73 еще где-то на 10%.
Turbo 2001 + MJ 600 Turbo (MJ 600+ Turbo, MJ 3031 M Turbo) по
совокупности технических характеристик я назвал бы, пожалуй,
оптимальным комплектом для любителей полазать по бездорожью, не
желающих использовать усилитель.
Следующий шаг: установка усилителя. Вам требуется перекрывать
расстояние между машинами порядка 20 км на местности (вне городской
застройки), Вы желаете работать в контакте с Московской Службой
Спасения и пользоваться связью, а не изводить операторов МСС
"увлекательной" игрой в "слышу - не слышу". Вам нужна уверенная связь с
базой МСС по МКАД включительно. При этом Вы не хотите заморачиваться
мучительным выбором места для проведения радиообмена. Ну что ж,
установка хорошего усилителя неизбежна. Рекомендуемое железо:
радиостанция - MJ 600, MJ 3031M ( не MJ 3031 или 3031 D! ), чуть хуже MJ 600+, MJ 800, Yosan 2204 Turbo. Вполне допустим, хотя и не столь удобен для подобной работы, MJ 300. MJ 3031 M
стоит рассматривать только в том случае, когда аппарат не снимается с
машины (при отключении питания эта модель забывает все настройки и
"просыпается" односеточной). усилитель - KL 300 (KL 300 P - только с ампутированным предусилителем, что невозможно без вмешательства в конструкцию). Несколько хуже подходят KL 400 и ЕА 300
(легендарные "золотые ребра"); кроме всего прочего, эти усилители
сложно заставить работать в АМ, - но это, по большому счету,
практически никогда и не нужно. антенны - только двухметровые, лучше всего Turbo 2001, АТ 73 или Sirio 5000 Performer. В принципе, допустимо использование Sirio 4000
и ее производных, предварительно правильно собранных и доработанных, но
механическая прочность (надежность) этих антенн заставляет желать
лучшего. Если уже валяется - можно помучаться и сделать, хотя все одно,
будет уступать. С новья брать не советую, отстой. Минимально пригодным для подобного использования считаю комплект MJ 300 + KL 300 + AT 73
Следующий шаг: Вам требуется дальность связи между двумя машинами
свыше 25 км, или, по городу, - свыше 15 км. Задумываетесь об уверенной
связи со Службой Спасения с первой бетонки. Либо же Вы - таксист,
работающий в одной из московских фирм, где кто громче гаркнул - тому и
шоколад. Что ж, тогда остается только выжимать из гражданского
диапазона все, на что он способен: усилитель KL 500 и антенна Turbo 2001.
Следующий шаг: хочется еще больше...
Придется жертвовать амплитудной модуляцией. Чтобы не только орать
громко, но и слышать далеко, необходимо применить радиостанцию с еще
более совершенным приемником, чем у семейства Megajet’ов. Это Alinco DR-M 03.
В данный момент комплект Turbo 2001 + KL 500 + Alinco DR-M 03, по моему мнению, является наиболее эффективным из всего многообразия аппаратуры, которое присутствует на рынке средств связи гражданского диапазона.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие моменты:
Вся перечисленная аппаратура (в некоторых случаях, разве что, кроме MJ 3031 M)
нуждается в доработке. По антеннам технологии выкладывал, по аппаратам
и усилителям - в процессе (чем меньше времени будут отнимать ответы на
несформулированные вопросы, тем быстрее этот процесс закончится).
MJ 600 Turbo и MJ 600+ Turbo более
предпочтительны для работы без усилителя. Усилитель же они неизбежно
будут убивать, если не "растурбировать" их взад. Для работы с
усилителем лучше брать те же модели без приставки Turbo. В принципе, все отличие аппаратов с этой приставкой от их братьев без нее состоит лишь в том, что аппараты с приставкой Turbo
имеют более мощный оконечный каскад передатчика и "качают" 15 Вт
честных, в отличие от своих "нетурбированных" десятиваттных братьев.
Но из любых правил есть исключения. Первое исключение составляет "парочка" MJ-3031M и MJ-3031M Turbo - это совершенно разные аппраты. В MJ-3031M Turbo, в отличие от MJ-3031M, нет порогового шумодава, и из-за этого он менее удобен для использования в 15-м канале дальнобойщиков с модуляцией АМ.
Еще одно исключение - MJ-300 и MJ-300 Turbo.
Первый имеет мощность 8 ватт, второй - 10 в FM и 8 в АМ.
Соответственно, больше между ними никаких различий нет, и оба они
нормально работают с усилителями.
Еще одна "парочка", про которую стоит упомянуть - Yosan JC-2204 и Yosan JC-2204 Turbo
- не имеют между собой ничего общего. Если первый аппарат
неработоспособен в принципе, то второй относится к семейству MegaJet`ов
и занимает промежуточное положение между MJ-300 и MJ-600+. Несмотря на приставку Turbo,
он имеет мощность 8-10 ватт и отлично совмещается с усилителями.
Главный недостаток - отсутствие порогового шумодава, впрочем невысокая
цена при простоте управления и очень неплохих характеристиках этот
недостаток компенсирует.
Следует заметить, что торговая марка Megajet выбрана не от нежной
любви к фирме РКК, которой она принадлежит. Для того чтобы
рекомендовать именно эти модели, причиной послужила возможность
практического сравнения радиостанций гражданского диапазона в реальных
условиях эксплуатации. В основе этих рекомендаций лежит и статистика
отказов, и соотношение "цена/качество", и реальные характеристики
аппаратуры. Помимо всего прочего, есть и такой немаловажный аспект, как
удобство использования аппаратуры. В частности, за исключением
перечисленных в данном материале моделей, в аппаратуре связи
гражданского диапазона не применяется "автомат шумодава" (в некоторых
Maycom'ax он заявлен, но не работает из-за дефекта производителя...
). Автоматический шумодав в подавляющем большинстве случаев намного
удобнее обычного порогового. Особенно ярко это преимущество заметно в
условиях крупного города с его обилием индустриальных помех. Но иногда
нужен и пороговый шумодав (не более чем как дополнение к автомату).
Например, при работе в амплитудной модуляции часто эффективнее бывает
использовать именно его. Такие модели, как MJ 300, Yosan 2204 Turbo, MJ600+, MJ 800 и MJ-3031M Turbo, порогового шумодава лишены в принципе, и на ручку SQ выведен все тот же "автомат". В отличие от них, у моделей MJ 3031 M и MJ 600
при наличии "автомата" сохранен и пороговый шумодав, выведенный на
ручку SQ, что, на мой взгляд, делает эти две модели более удобными в
применении. Усилители класса KL 200, KL 203, EA 150, Booster 747 и т.п. лично я как полноценные не рассматриваю и напоминаю, что скупой платит дважды. Кроме того такие модели, как KL 203 и Booser 747, являются неремонтопригодными по причине слишком дорогих комплектующих.
Все дальности, указанные мной, могут сильно сокращаться при
некорректной установке оборудования на машины, а также в силу
особенностей рельефа и застройки при работе в городе. Собственно, и
даны они из расчета на то, что антенна установлена в верхней точке
кузова машины и не на фальшивую массу.
По моей практике только сама по себе перестановка антенны с
фальшивой массы на нормальную увеличивала уверенную дальность связи
процентов на 10-15. Под фальшивой массой подразумевается использование
в качестве массы крышек капотов, багажников, задних дверей и т.п, так
как будучи действительно подключенными к массе по постоянному току, эти
элементы на радиочастоте будут не более чем сложным набором емкостей и
индуктивностей, а учитывая их геометрические размеры, еще и с частотой
резонанса близкой к 27 МГц, что и вызывает заметную потерю
эффективности антенны. Например, при установке антенны на
экспедиционный багажник, для того, чтобы избежать этих потерь, он
должен иметь электрический контакт с кузовом во всех точках крепления к
нему (ну, по крайней мере, в четырех угловых). Варианты установки антенны в "крыло", как правило, ведут к потере
дальности процентов на 15-20, а извращения типа установки в бампер
убивают дальность процентов на 20-40.
Следует также отметить, что перестановка однотипной антенны со
стационарного крепления на кузове на магнит "крадет" дальность где-то
на 20-25 процентов. Кроме того, магнитки очень плохо стыкуются с
усилителями. Подобная комбинация, как правило, вызывает серьезные
наводки на бортсеть по передаче, собственную генерацию усилителя и
многие другие замысловатые эффекты, связанные с тем, что магнитка
"берет" потенциал кузова с корпуса усилителя через полуволновый
повторитель импеданса, образованный экраном ее кабеля и кузовом машины.
Шумы по приему, наводки на бортсеть, генерация усилителя могут
возникать и исчезать фактически при небольшом перемещении кабеля
магнитки по салону машины. Лечится подобное недоразумение применением
ВЧ-отглушки, которая к тому же позволяет произвольно удлинять кабель
магнитки.
Однако со всех сторон дуют в уши и называют самые разные другие
цифры, желая продать залежалый товар. А самые ушлые делают ужасно умные
лица (ну прям почти как у человека!) и менторским тоном заявляют, что в
гражданском диапазоне ничто не предсказуемо, и, мол, четких критериев
оценки нет, или начинают рассказывать охотничьи истории о том, как с
любимого Intek'a и Hustler'a связались с МСС(Московская Служба Спасения) из Владивостока на 10
баллов! Конечно, я тоже могу выбраться на крышу стоящей рядом с моим
домом высотки и связаться с портативки с МСС (расстояние около 30 км,
выходная мощность портативки 3,5 Вт честных, антенна - штатный
"крысиный хвост" длиной не более 20 см), но это будет не более чем
случайность.
Тем не менее, достаточно четкие критерии оценки дальности уверенной
связи назло олдовым дилетантам с умными лицами все-таки существуют: дальностью уверенной связи называется максимальная
дальность, при которой в 80% случаев проведения связи, при СЛУЧАЙНОМ
выборе места (точки) проведения связи, Вы получите 100% разборчивость
речевого сообщения. Норматив этот взят у "силовиков" и, по
моему мнению, удачен и удобен для оценки реальных характеристик
аппаратуры, если ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВЯЗЬЮ, А НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБИТЕЛЬСКИМИ
ИЗЫСКАНИЯМИ. Учитывая разношерстность применяемой аппаратуры связи в
гражданском диапазоне, к этой формулировке я обычно добавляю: «..при использовании в радиообмене двух однотипных комплектов оборудования».
|
Категория: Мои статьи | Добавил: smirnoff_ (13.08.2009)
| Автор: Я
|
Просмотров: 8927
| Рейтинг: 3.9/9 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|